Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
  • AA

Прогноз

социально-экономического развития г.Владикавказа

на 2018 год и на период до 2020 года.


Прогноз социально-экономического развития г.Владикавказа на 2018-2020 годы разрабатывается в целях:

формирования основы для составления проекта бюджета муниципального образования г.Владикавказ на очередной финансовый год и плановый период;

определения основных проблем развития города и возможных путей их решения органами местного самоуправления для выработки экономической политики, формирования целевых программ развития города на среднесрочную перспективу и основных направлений деятельности Администрации города Владикавказа в 2017 году.

Прогноз социально-экономического развития города Владикавказа составлен с учетом Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы, итогов социально-экономического развития муниципального образования г.Владикавказ в 2016 году и первом полугодии 2017 года.

Основные параметры развития экономики и социальной сферы г.Владикавказ на 2018 год и на период до 2020 года разработаны в составе трех основных вариантов – консервативного, базового и целевого.


1. Демографические показатели

Демографический прогноз учитывает реализацию Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Государственной программы развития здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания на 2014-2020 годы (далее - меры демографической политики), направленных на повышение рождаемости, снижение смертности от предотвратимых причин, снижение смертности за счет улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом и регулирование миграции.

Успешная реализация мер демографической политики позволит увеличить общий коэффициент рождаемости с 13,8 промилле в 2016 году до 14,3 в 2020 году, сократить общий коэффициент смертности населения с 10 в 2016 году до 9,8 промилле в 2020 году.

Положительные тенденции в развитии процессов естественного движения населения обусловлены, в том числе, и повышением пособий по уходу за ребенком, и ростом материнского капитала. Коэффициент естественного прироста в 2016 году составил 3,8 промилле. К 2020 году по прогнозу данный показатель составит 4,5 промилле.


2. Инвестиционная деятельность

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 9995,2 млн рублей.

В добывающей отрасли собственные средства ОАО «Кавдоломит» (27,2 млн рублей) направлены на технологическое переоснащение и расширение производства.

В пищевой промышленности основной объем инвестиций направлен на техническое перевооружение предприятий по производству пива и этилового спирта и приобретение оборудования для предприятия по производству мясопродуктов.

За счет собственных средств велись реконструкция и модернизация цинкового и вольфрамового производств, а также приобретено оборудования для стекольного производства.

За счет средств республиканского бюджета завершено строительство канализационных сетей в 11 микрорайоне г. Владикавказ.

Объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», составил 11221,6 млн рублей (103,8% к уровню в 2015 году).

Ожидаемый объем работ по виду деятельности «Строительство» составит 11608 млн рублей (103,4% к 2016 году). Планируется ввод в эксплуатацию 147,2 тыс. кв. метров жилья. Доля индивидуального жилья в общем объеме составит 5,7%.

В 2017 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) планируется в объеме 9867,7 млн. рублей (98,7% к соответствующему периоду 2016 года).

В добывающей отрасли ОАО «Кавдоломит» продолжит реализацию проекта по полному технологическому переоснащению и расширению производства.

За счет собственных средств предприятий продолжится модернизация цинкового производства ОАО «Электроцинк» и вольфрамового производства ОАО «Победит». Благодаря реализации этих мероприятий будут выполнены задачи по повышению эффективности производства и снижению нагрузки на окружающую среду.

В прогнозном периоде продолжится реализация инвестиционных проектов, осуществляемых за счет внебюджетных источников финансирования.

ОАО «Ир-Агро» реализует в 2017-2020 годах инвестиционную программу в области элитного семеноводства. Затраты на прогнозный период предусматриваются на уровне 448,5 млн рублей на организацию производства семян кукурузы, рапса, сои для российского и зарубежного рынков.

ООО «ФатАгро» в 2017-2018 годах планируется проект по строительству тепличного комплекса по производству огурцов, томатов, перца мощностью 3000 тонн в год на сумму 800,0 млн рублей.

ОАО «Кавдоломит» в 2018-2020 годах реализует проект «Полное технологическое переоснащение и расширение производства» общей стоимостью 475,4 млн рублей. Проект предусматривает проведение технологического переоснащения предприятия, включая карьерную технику, дробильно-сортировочное оборудование, оснащение и запуск цеха по размолу доломита производительностью 50 т/ч. Общая производительность карьера при выходе на проектную мощность составит свыше 792,2 тыс. тонн в год.

ООО «ВТЦ «Баспик» продолжит в прогнозном периоде реализацию проекта по производству волоконно-оптического элемента с поворотом и без поворота изображения с объемом инвестиций 487,5 млн рублей.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к 2020 году превысит уровень 2017 года на 117,6% по первому варианту и на 139,9% по третьему варианту.

В 2018-2020 годах объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», согласно базовому сценарию, составит 40 млрд рублей и к 2020 году превысит уровень в 2017 году на 6,4%. Консервативный вариант сценария характеризуется снижением выполняемых объемов работ до 38,8 млрд рублей (103,3% к уровню 2017 года), а целевой вариант сценария позволит увеличить объемы выполняемых работ до 42,6 млрд рублей и к окончанию среднесрочного прогноза превысит уровень в 2017 году на 21,8%.

В целях ликвидации дефицита современных строительных материалов и осуществления строительства по современным строительным технологиям планируется формирование строительного кластера на базе промышленных предприятий и имеющихся природных ресурсов.

Реализация мероприятий в сфере физической культуры и спорта позволит осуществить строительство спортивного комплекса в г.Владикавказ, многофункциональных игровых площадок с детскими спортивно-оздоровительными комплексами.



3. Производство товаров и услуг

Промышленность города по видам экономической деятельности представлена обрабатывающими производствами, в том числе: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство транспортных средств и оборудования; химическое производство; производство пластмассовых изделий и прочих неметаллических минеральных продуктов; обработка древесины и производство изделий из дерева; швейное производство; производство пищевых продуктов, включая напитки; добычей полезных ископаемых и распределением электроэнергии, газа и воды.

Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности за 2016 год составил 89,4%, в том числе по добыче полезных ископаемых – 104,7%, по обрабатывающим производствам – 84,3%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 84,9%, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 133,3%.

Отрицательная динамика индекса промышленного производства в обрабатывающих отраслях обусловлена снижением производства к уровню 2015 года:

сплавов на основе вольфрама - на 44,1%, свинца необработанного - на 64,9%, мяса и субпродуктов на 67,9%, цельномолочной продукции - на 20,7%, кондитерских изделий на - 38,5%, рыбы живой – на 14,7%, вин игристых – на 54,4%, спирта этилового на 32,9%, водки – на 11,8%, коньяка – на 37,5%, комбикормов на 33,6%, белья постельного – на 77,6%, спецодежды на 24,4%, ярлыков из бумаги и картона – на 22,2%, печатной продукции – на 61,1%, окон, дверей полимерных – на 20,2%, пленки полимерной – на 60%, бутылки – на 64,7%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 30,2%, раствора строительного – на 41,5%, резисторов – на 29,8%, мебели – на 22,1%.

Объём отгруженной промышленной продукции за 2016 год достиг 29708,1 млн рублей и составил 98,3% к показателю за 2015 год, в том числе по видам экономической деятельности: по обрабатывающим производствам – 12189,4 млн рублей, по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 4462,5 млн рублей, водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации – 705,9 млн рублей.

Индекс промышленного производства в 2017 году в целом по промышленности ожидается на уровне 100,1%, в том числе по добыче полезных ископаемых – 92,9%, в обрабатывающих производствах – 100,4%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром – 103%, по водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации – 98%.

Заниженными темпами в 2017 году в обрабатывающих отраслях прогнозируется развитие предприятий по производству пищевых продуктов (95% по отношению к прошлому году), прочих неметаллических минеральных продуктов (85%), прочих транспортных средств и оборудования (85%).

Спад объемов производства обусловлен:

Снижение индекса по разделу «Водоснабжение; водоотведение» (на 2%) связано с уменьшением фактического расхода воды в связи с внедрением мероприятий по установке приборов учета воды (водомеров).

К наиболее крупным, основным средним и малым промышленным предприятиям Владикавказа, определяющим развитие соответствующих отраслей по видам деятельности, относятся:

1.Добыча полезных ископаемых:

ОАО «Кавдоломит» (добыча доломита, известняка), ООО «Прогресс», ООО «Гранит», ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания.

2.Обрабатывающие производства:

Индекс промышленного производства в 2020 году по базовому варианту составит 126,9% к уровню в 2016 году, в том числе по добыче полезных ископаемых 100,1%, по обрабатывающим производствам 103%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 204,9%, водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации – 94,1%.

Рост объема отгруженной продукции в 2020 году к показателю в 2016 года планируется до 151,7%, в том числе по добыче полезных ископаемых – 118,3%, по обрабатывающим производствам – 123,8%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 247,8%, водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации – 113,4%.

Вместе с тем темпы роста продемонстрируют:

За счет реализации «дорожной карты» по выводу из критической ситуации предприятий ОПК, входящих в ГК «Ростех».

В условиях умеренного роста внутреннего спроса промышленность в целом будет ориентирована на отрасли, конкурирующие с импортом на внутреннем рынке. В этой связи в 2018-2020 годах консервативный вариант прогноза предполагает более существенное замедление мирового экономического роста, ослабление рубля при снижении цен на нефть до 35 долларов США.

В соответствии с целевым вариантом индекс промышленного производства в 2020 году незначительно повысится до 128,8% к уровню в 2016 году, в том числе по добыче полезных ископаемых 101%, по обрабатывающим производствам - 104,7%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 207,4%, водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации – 95,7%.

Факторами, определяющими динамику показателей производства и обеспечивающими оптимистичные прогнозные показатели до 2020 года, являются:


4. Денежные доходы и расходы населения

В прогнозный период будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала бюджетной сферы (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

По мере ускорения роста экономики ускорится и динамика роста заработной платы, так в 2017 году темп роста составит 102,7%.

Темп роста среднемесячной номинально начисленной заработной платы в 2020 году по сравнению с 2016 годом составит по консервативному варианту – 15,2%, по базовому варианту – 15,4%, по целевому варианту – 15,6%.

В части пенсионного обеспечения базовым вариантом предусматривается увеличение страховых пенсий не реже одного раза в год исходя из роста индекса потребительских цен за прошедший год.

В целом за 2017 - 2020 гг. средний размер назначенной пенсии вырастет на 10,4 процента.

В 2018 году индекс потребительских цен в среднем за год прогнозируется по первому варианту на уровне 104,2%, по второму и третьему вариантам на уровне 104,0%, в 2019 и в 2020 годах - 104,0% по всем трем вариантам.

Денежные доходы населения в 2018 году увеличатся на 5,2% по первому варианту, 5,6% по второму варианту и 5,9% по третьему варианту.

В 2019 году денежные доходы населения увеличатся на 5,0% по первому варианту, 5,2% по второму варианту 6,2% по третьему варианту, а в 2020 году по первому и второму варианту на 5,1% и 6,6% по третьему варианту.

За прогнозируемый период денежные доходы населения вырастут на 11,6% - 11,7 % -12,0%.

Доходы населения будут расти в основном за счёт роста доходов от предпринимательской деятельности, увеличения заработной платы и социальных выплат.

За 2018–2020 годы реальные денежные доходы населения увеличатся на 10,3% по первому варианту, на 10,4% по второму варианту и по третьему варианту на 10,7%.

С учетом инфляции величина прожиточного минимума на душу населения, по оценочным данным, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличится на 3,9% и составит 9160 руб. (в 2016 году –8809 руб.). Величина прожиточного минимума в 2020 году по сравнению с 2016 годом увеличится в 1,14 раза.

Опережающий рост среднедушевых денежных доходов населения по сравнению с величиной прожиточного минимума приведет к снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году по сравнению с 2016 годом по первому варианту на 0,9 процентных пункта (по второму и третьему вариантам – на 1 процентный пункт).


5. Потребительский рынок

В 2018 году индекс потребительских цен в среднем за год прогнозируется по первому варианту на уровне 104,2 % и по второму и третьему варианту на уровне 104%, в 2019 году соответственно 104,0 % и 104,0 %, в 2020 году 104,0 % и 104,0 %.

Потребительский рынок города характеризуется соответствующим уровнем товарной насыщенности, достаточно развитой сетью предприятий торговли.

Розничная торговля города представлена разветвленной сетью разноформатных магазинов и розничных рынков, предлагающих населению широкий спектр торговых услуг. Сеть предприятий торговли пополнилась новыми объектами, которые по технологии обслуживания, эстетическому и техническому состоянию, насыщению товарами соответствуют современному уровню торгового обслуживания.

В 2017 году намечается прирост оборота розничной торговли на 4,6% (при индексе-дефляторе оборота розничной торговли 104,1%).

Дальнейшее развитие потребительского рынка города предусматривает совершенствование его инфраструктуры, открытие новых, реконструкцию и модернизацию действующих объектов розничной торговли, формирование новых сетевых структур с магазинами современных форматов и технологий, и более высоким качеством торгового обслуживания населения.

За период 2019-2020 годы оборот розничной торговли возрастет в условиях базового сценария на 111,5%, по второму варианту на 113,1%, по третьему – на 114,9.


6. Рынок труда

Развитие рынка труда в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях демографических ограничений и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике.

Базовый и целевой варианты прогноза ориентированы на положительную динамику показателей на рынке труда с учетом реализации Госпрограммы «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2014-2020 годы». Уровень зарегистрированной безработицы в 2020 году по базовому варианту снизится до 2,4%, по целевому - до 2,2%, по консервативному - до 2,6% (в 2016 году-2,8%).

Консервативный вариант прогноза основан на таких рисках, как незначительное сохранение отрицательной динамики в социально-экономическом развитии республики. Это приведет к увеличению численности безработных граждан в 2018 году к уровню показателя 2016 году на 6,1%. Однако в дальнейшем прогнозируется постепенное снижение численности безработных к 2020 году.


7.Местный бюджет

Основным условием выполнения мероприятий, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития на 2018-2020 годы, является повышение эффективности бюджетного процесса. Доходная часть бюджета будет определяться в соответствии с действующим налоговым законодательством и нормативными актами, принятыми органами местного самоуправления Владикавказа. Расходная часть бюджета предусматривает усиление социальной направленности, обеспечивая в полном объеме текущие выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Продолжится поиск механизмов воздействия на налогоплательщиков для своевременного получения текущих платежей.

Бюджетная и налоговая политика на территории муниципального образования город Владикавказ направлена на обеспечение расходных обязательств местных бюджетов, своевременной оценки достоверности бюджетных расходов, а также улучшение качества жизни горожан, на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса (действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), реализации целевых программ и реализацию инвестиционных проектов.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Владикавказа до 2020 года